Эволюция наставничества

 Mentor 8 

Кафедра экономики труда и управления персоналом выступила одним из организаторов общественного обсуждения нового профессионального стандарта «Наставник» на площадке Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей.

Проект закона «О наставничестве» сейчас разрабатывается Государственной Думой совместно с Министерством просвещения. Свердловская область первой среди российских регионов организовала обсуждение нового профстандарта, чтобы у экспертного сообщества была возможность повлиять на его финальные положения.

 

Mentor 1

 

«Организация процессов наставничества на предприятиях входит в одно из ключевых направлений деятельности служб управления персоналом и обеспечивает более эффективные процессы адаптации и развития работников, — пояснила модератор встречи, заведующая кафедрой экономики труда и управления персоналом УрГЭУ Светлана Долженко. — Именно поэтому наша кафедра не осталась в стороне и приняла самое активное участие в организации обсуждения проекта профстандарта. Для нас это уже не первый опыт: эксперты нашей кафедры являются разработчиками профстандартов в области управления персоналом, активно участвуют в создании контрольно-оценочных средств для подведения независимой оценки квалификации».

 

Doljenco

 

Различные предприятия и организации страны практикуют наставничество ещё с советских времён. В Минпросвещения постарались учесть этот опыт. Поэтому в финальную редакцию нового профстандарта попадут не умозрительные, «оторванные от жизни» формулировки, а «набор-конструктор» из уже существующих практик, из которых работодатель сможет выбрать, какой именно функционал наставника необходим ему на конкретной должности.

«Сложность задачи в том, что "наставник" — это сложное составное понятие с несколькими функциями, — объяснила заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Алла Факторович. — Во-первых, каждый наставник — наставник в чём-то конкретном. У него есть основной круг рабочих обязанностей, в рамках которого он наставляет новичков. Во-вторых, он оказывает поддержку в профессиональном определении — помогает понять, в какой области молодой специалист хочет развиваться. И, в-третьих, это социально-психологическая поддержка. Это особенно важно, если речь идёт о социальной адаптации несовершеннолетних. Увязать эти три функции в одном стандарте — нетривиальная задача».

 

Alla Factorovich

 

В обсуждении приняли участие председатель Совета по профессиональным компетенциям в сфере образования Любовь Духанина, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом Марина Данильченко, руководитель департамента базового центра АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Ольга Клинк, исполнительный вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Татьяна Кансафарова, руководитель направления по развитию системы наставничества, производственного обучения и практик ПАО «НЛМК» Анна Макарова, руководитель программы Профессионалитет АНО «Корпоративная Академия Росатом» Ольга Белякова, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом УрГЭУ Руслан Долженко и ещё более пятидесяти экспертов из Екатеринбурга, Перми, Уфы и других городов. Соорганизаторами выступили Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, региональное отделение «Ассоциации руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами», а также АНО «Центральный институт труда».

 

Mentor 8

 

Расширенное обсуждение профессионального стандарта «Наставник» состоится на площадке Государственного университета просвещения в Москве 15 августа. В нём будут учтены предложения, озвученные на региональных этапах. Ранее законодательно определить понятие «наставник» поручил Президент России Владимир Путин.